Профилактика дисграфии у дошкольников
Что за страшное слово такое, ДИСГРАФИЯ?
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи.
Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.
В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно. Например, пишет буквы зеркально. Или переставляет слоги местами. Существует несколько видов дисграфии, и следовательно, у каждого вида свои причины возникновения.
Предлагаю родителям несложные задания, которые помогут избежать в дальнейшем этой проблемы, а также пособия, которые можно скачать и распечатать.
Для повышения внимательности, умения концентрироваться:
— просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;
— разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;
— найти предмет нужной геометрической формы; выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
— найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;
— найти силуэт к каждому изображению;
— на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;
— назвать предметы, нарисованные друг на друге;
— выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);
— отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
— отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
найти ошибки на рисунке; отыскать «спрятанные» изображения;
— сопоставить форму изображения с геометрической фигурой; соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
— правильно найти выход из лабиринта.
Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения:
— посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;
— найти картинке пару; запомнить порядок расположения картинок и повторить его;
— найти отличия в двух похожих изображениях;
— запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).
Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:
— показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок;
— показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
— указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа);
— дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха;
— назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок;
— не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);
— без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;
— нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
— карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
— прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.
Задания
Найди одинаковые предметы
найди , чья это тень
Найди отличия
Найди спрятанные изображения